Борис Останин |
П У Н К Т И Р Ы |
Пунктиры 4 Пунктиры 5 Пунктиры 7 Пунктиры 8 Пунктиры 9 |
|
Отрывки из 4-й тетради Поэзия подобна пятнам Роршаха: сравнение травинки с копьём (немцы) или с дудкой (Заболоцкий) выявляет совершенно различные мировоззрения. «Строки Роршаха». Ужасна и невыносима для взгляда голая тюремная решётка. Красивая же, с завитушками – смягчает удар, позволяет, глядя на красоту, забыться…
Человек рождается для жизни, а не для разговоров о жизни. Не суди о человеке, что он для тебя, а суди, что он для Бога. Но об этом не тебе судить! Кому не на что опереться, тот опирается на трупы. От лозунга: свобода, равенство, братство, мир, труд – осталось: труд, труд, труд, труд, труд. Школа мастерства есть школа ада. Голубь («птица мира») – одна из
самых жадных, жестоких и похотливых птиц. Я – семя, и я – старик (семя, не желающее прорасти). Чужак свиреп и безжалостен, что полезно для управления страной. Cреди современных узурпаторов – немало инородцев (Наполеон, Гитлер, Сталин). В
Америке меня интересует только анти-американское. Свободная воля жива, но смертна; бессмертие сопряжено со смертью свободной воли. Значение американской культуры раздуто апологетами Америки, как в своё время было раздуто значение Рима. И Америка, и Рим лишены самого важного, без чего невозможна культура: искры Божьей. Гениальность столь же редка, как редки новые игры. Для большинства людей «всё, что могло начаться» началось где-то в XVI веке, во времена Галилея, не раньше. Душа ждёт праздника. Хочется ей праздновать. Хочется – и всё. От Греции нам достались римские копии статуй, расколотые на куски. Индия сохранила свою скульптуру целой. Глядят сквозь вещи… и называют это «глубиной видения». И ноль, и бесконечность, и Бог замыкают те или иные многообразия (числовые, мировые), что позволяет соотнести с Богом ноль (Индия) или бесконечность (Европа). Единица с Богом как-то не соотносится, противостоит ему (позитивизм, Кун-цзы). Я остаюсь «здесь», поскольку не верю, что спасение – «там». Но и не верю в то, что спасение – «здесь». В конечном счёте, я вообще не верю в спасение. Когда мы ценим книгу, мы обижаем женщину. Давнишняя моя мечта: мир без слов. «Мечта литератора».
«Свет разума», выхватывая из темноты предметы, лишает их глубины и объёма, делает плоскими и однообразными. Чтобы мыслить, мне необходимо раздражение. Печально… но что поделаешь? И чем острее раздражение, тем проницательнее мысль. Мы всё строим, строим, строим… нашим детям, детям, детям… и всё будет, будет, будет… А ничего нет. И значит: ничего не будет. В христианстве будущее служит основанием для настоящего (этика). В коммунистическом учении будущее ничего не обосновывает, оно просто «есть». Есть где-то там. И ест людей, их жизни и души. Молох Будущего.
Ум – средство для обмана. Мы, мол, как-нибудь и кое-как… да ничего, обойдёмся… Зато там, где-то и когда-то, кому-то, быть может, будет лучше… (идеология коммунизма) Поскольку «авось» родствен русской душе, то неудивительно, что русские приняли идею коммунизма. Тот же «авось». У меня совершенно ничего нет (из трудов), кроме «Пунктиров». Но и их как бы нет. Неверно, будто я – непослушное дитя и выступаю против законов. Просто – «память плохая», забываю, чему и как подчиняться, вот и живу, как получается… Я не боюсь «чужого глаза», но когда я с ним – это одно, а когда без него – другое. Больше люблю «без глаза». Мне всегда жаль людей, которых недооценивают, и хочется восстановить их в правах. Порой даже до глупости: Гегель, Гегель, Гегель… а почему не Пришвин, например? Очень обидно, что всё Гегель и Гегель, а Пришвина совсем нет. Хочется, чтобы хоть ненадолго было наоборот: Пришвин, Пришвин… а Гегеля «вдруг позабыли». Великий человек подобен снежному кому: срабатывает какая-то «экспонента», которая даже крошечные отличия «великого» от «малого» умножает до бесконечности. И всё в «великом» становится важным: даже пуговица на фраке! Религия – радость, а не больница. Психология претензий, споров и недовольства всё больше захватывает простых людей. Каждый чего-то добивается, домогается, требует, обижается, капризничает… Ни тишины, ни покоя. За воротами этики. Умные нам тогда нужны, когда они бомбы делают. А если умный сам по себе и сам для себя, тогда мы его лучше расстреляем. Страсть американца обогнать всех столь велика, что он придумывает «что-то» специально для того, чтобы оказаться в нём первым. Из познаваемости мира отнюдь не следует необходимость его познания. Всякий человек погружён в море из человеков. «Ближнее море».
Россия на отмели. С появлением газеты начался мозаичный период истории. Только мозаика эта – «вывернутая»: отдельный элемент газетной информации ещё наделён смыслом, а вот весь газетный лист смысла лишён. Отяжелевшая душа, никак не оторваться. Человек не умеет жить. И никакой размах мысли, никакой разгул фантазии ему не помогают: не умеет. Вместо точки зрения (единичной, отчётливой) – перспектива зрения (скользящая и расплывчатая). С одной стороны – «жить хочется», с другой – «все умирают, и я умру». Вот и попробуй преодолей такую «заминку»! Когда я родился, со мной родился мой потолок (предел возможностей), и всю жизнь – он надо мной. И что бы я ни делал, как бы ни старался – вот он, никуда от него не денешься… Но так ли это плохо? Так ли плохо иметь «крышу над головой»? Больше веры в необнаружимое. Цивилизация уже тем плоха, что всё, чем она живёт, люди взяли и специально выдумали. Это «специально» всё и отравляет. Непременно захочется чего-нибудь неспециального (без специй и специалистов)! Миф – вечность литературы. Море образует край, границу, к которой люди устремляются и, достигнув, затихают в предчувствии мира иного, огромного, недоступного. Море и есть край нашего мира. ( – Вы куда? – К морю.) У леса пафос иной: в лес уходят, в него погружаются, избавленные от непременной направленности движения, в нём просто пребывают. ( – Вы куда? – В лес.) Морской берег и лесная чаща – зримые образы двух важнейших «томлений человеческого духа»: христианства и дзен-буддизма. Голос Твой затерялся в тишине, и я ответил Тебе далёким эхом… Меня не столько мысли интересуют, сколько уподобления. Европейское общество есть «общество одежд»: всякое раздевание в нём временно и, в конечном счёте, обречено на провал. Мысли мои застревают в мозгу, не добравшись до языка: мозг, словно паутина дохлых мух, полон недовысказанных мыслей. Атлетические соревнования греков (борьба) есть взаимное ощупывание. Такова же их любовь, таковы их геометрия и арифметика, атомы, космос… В Евангелии Апокалипсис предшествует Второму пришествию, в России – наоборот. Бессмысленно противопоставлять романтическое событие – мещанскому быту, поскольку любое событие происходит сейчас в рамках быта и, следовательно, все мы являемся мещанами. О прочем остаётся только мечтать. Открыв для себя «широкое поле», я так и не ступил на него ни одной ногой. Индусу холодно в Европе, европейцу в Индии – жарко. В духовном мире свои «климатические зоны», свои пустыни и свои тропики. Европейцу, обитателю умеренного климата «классических форм», не вынести ни пустынь религиозной аскезы, ни тропиков художественного сверх-изобилия. Технократ, всю жизнь проработавший «на войну», раскаявшийся под старость лет в своих деяниях и занявшийся нравственной филантропией, так и остаётся для меня технократом. Я не верю в искренность его раскаяний: кажется, он не зачёркивает труды своей жизни, а просто старается post factum «гуманизировать» их. – А что же ты раньше думал?
Как видно из истории, человеку никогда не было хорошо. Откуда следует, что и сейчас ему «не так уж плохо». Чтобы полюбоваться цветком, европейцу непременно надо его сорвать! Мы работаем на государство, потому что «деньги нужны». А почему бы не работать, по той же причине, на Церковь? Прежде чем говорит о мире, полюби его. Вечный блин комом. (о России) Отважимся на поэзию без метафоры, науку без причин и следствий, религию без воплощения. Кто не в силах создать себе абсолютную цель, пусть научится жить без неё. Самое главное: не хочу спасения. А если хочу, то лишь изредка, «для отдыха». «Всё дозволено» понимают обычно как нарушение общепринятого (преступление). А почему бы не увидеть в нём разрешение невозможного (преображение)? Время змеёй кольцует человека и сжимает, сжимает – пока не удушит совсем. Обычное желание: начать новую жизнь. Не лучше ли начать жизнь старую? Среди всего этого, именуемого «прогрессом», совсем неплохо оказаться реакционером. Реальные проблемы: реальные, а не словесные! Я по ним ужасно тоскую, меня без них хандра одолевает. Есть изнутри-крикливые люди: даже когда шепчут – всё равно кричат! Сквозь закоптелое окно памяти вглядываюсь в прошлое: тусклый свет, мутные тени, непонятное дыхание… На длинные фразы у меня не достаёт дыхания, памяти, рассудительности. В собственном мнении не больше ценности, чем в любом чужом. Но своё «теплее». Так и душа. Затерянное поколение. В разных странах люди и пьют по-разному, и по-разному пьянеют. Из окна догматического сознания непременно высовывается чья-нибудь бронзовая голова. Профессия обязывает! Пятнадцать лет учиться, чтобы стать, наконец, идиотом! Не лучше ли бы сразу, без учёбы? Женщины, как и дети, – прекрасные учителя: провоцируя на возражение, они острят мысль, указывают новые возможности. Моя жизнь – песня. Пропетая хриплым и неверным голосом. Ни малейшего желания сверять себя с другими: лучше ли, хуже? оригинален или «такой, как все»? И так хорош. Человечество без продукта не может, а вот человеку пожить без него очень даже полезно. И всё ожидают от меня чего-то, ожидают… И я ожидаю: когда же перестанут, наконец, ожидать? Пришло вдруг в голову, что вся моя «философия» исчерпывается двумя словами, собственно, молитвой: Всё хорошо. Прежде я об этом как-то не думал и даже слов таких не произносил, но если перевести моё «религиозно-философское понимание мира» в слова, получится именно так: Всё хорошо. Моя Иисусова молитва. Вера – кровь; литература – моча. Вера – нутряная, литературе надобен выход. Куда нам ещё «восточную мудрость»? И западную-то не знаем куда деть. Пусть Бог, но не господин! У мужчины – подвиг; у женщины – подвижничество. Бесов не убивают, а изгоняют. (о современности) Мне легко жить: в любой момент могу «от всего отключиться» и вернуться к своей магистральной мысли: Ничего не надо! (в положительной форме: Всё хорошо). Игра в «Спасителя»: кого бы ещё спасти? И уже не могут не спасать. Год за годом «топчусь на одном месте». Даже так: «ворочаюсь с боку на бок». И не хочу другого. Чтобы жить своей эпохой, надо чтобы и она жила тобой. Но если время тебе чуждо, наберись смелости – стань и ты чужим времени. Ну зачем тебе «общество», «прогресс», «светлое будущее»? Мало что ли птиц, собак, листьев? Три области недоступны женскому гению: философия, математика, музыка. Интересно, что именно в них с изумительной силой проявили себя немцы. Безделье – протест. Против чего? Против дела, лишённого смысла. Что делать нынче человеку, тяготеющему к делу? Неужто идти в службу? Легко создать идеологию «для всех»; куда труднее устроить свою собственную жизнь. Центральная фигура германской культуры: человек трезвый (чиновник, моралист, инженер, капиталист). А пьяный «вынесен за скобки». Отшельники опаснее для государства, чем революционеры. С революционерами хоть общий язык найти можно, а с отшельниками – никак. Не надо мне рая, только оставьте меня в покое. Не пора ли изгнать всех евреев и интеллигентов – и строить «светлое будущее» без них? «Жизнь – это борьба». И сколько вокруг убийств, ненависти, смерти… Поневоле захочешь иного. «Жизнь – это рождение». Любимое, неискоренимое людское занятие: убивать себе подобных. Национальный дух тесно связан не только с языком, но и с алфавитом. Удивительна проницательность Петра I, в нужный момент заменившего русский алфавит на «средне-европейский». Китайцы едят мирными бамбуковыми палочками, европейцы и за обеденным столом устраивают сражения (нож, вилка). Варвары не иссякли, культура ещё возможна. Толпу построили, окружили конвоирами – и повели в рай. Во Франции много вина, и потому много поэтов. В Германии мало вина, и потому много поэтов. Не хочется никого поучать. Но ведь если не поучать добру, будут поучать злу. Ты – немой. Узнай это и живи, зная это. Привыкли видеть в человеке мясорубку: сюда кладём, отсюда выходит… и с подозрением и негодованием смотрят на тех, из кого «ничего не выходит». Социальность, в конечном счёте, – всего лишь совместное чаепитие. И разговор за чаем. Приятная, конечно, вещь, но стоит ли преувеличивать? Полное, ясное, непротиворечивое мировоззрение – не более как претензия на власть и водительство. Перламутр, перламутр… Зелени недостаёт.
Собирается толпа, и чтобы оправдать собрание – ищет общее дело. Находит такое в разрушении. «Нет ничего проще». Всё сидел и сидел, читал книгу. Оказывается: спал. Похрапывая. Поджечь сети. Поджечь, поджечь, поджечь сети. Девять лет просидел перед стеной: сначала с тайной надеждой, что откроется; потом в твёрдой уверенности, что не откроется; затем просто по привычке; наконец, поняв, что всё давно уже открыто. После чего иссякло и понимание, и только настенный календарь позволяет мне ныне произносить эти слова: Девять лет перед стеной. Но были ли они, эти девять лет? И была ли стена? И где, в таком случае, был я? Разговор служит не взаимному пониманию, а пониманию самого себя. Легко отказаться от мировоззрения, когда оно есть. Когда нет – ещё легче. Фундамент моего бытия непрочен. Но и выдержать ему надо немного – всего одного. Научились строить «лучшие миры»: отцы строили, и дети будут строить, и внуки. А как жить в мире, пусть даже не лучшем, забыли. С
глубоким удовлетворением размышляет человек о своём богатстве: денег нет, зато талантлив… и т.д. А попробуйте
отказаться от всякого богатства. От
всякого. Даже такие немецкие миротворцы, как Швейцер, исполнены милитаристского духа. Почитайте его книги, обращая внимание на слова: военно-полевой лексикон! Не истина важна, а правдивость: истина задевает нас откуда-то извне, правдивость проистекает изнутри. Страна, в которой «культура» рифмуется с физкультурой. Верить можно лишь в рождённое собой. Оно же внушает наибольшие сомнения. Таково творчество. Бог с ней, с истиной-то… вот жизнь как прожить? Глубокие люди, застрявшие на мелководье современности. Три формы речи обладают особой ценностью: молчание, косноязычие и «ангельские голоса» – именно они и используются при разговоре с Богом. Что касается «обычной речи», то это не более, как общее место, «частушка»… Коридор с запасными выходами. «На всякий случай». (моё мышление) Страстное моё желание: потратить себя зря. Где кончается истина, там начинаются правила игры. Сугубо мужская профессия: называтель имён. Женское видение мира стоит «по ту сторону называния»: Ева была создана после того, как Адам уже «всё назвал». «Как по нотам». Самое нелюбимое. Человек с даром спасён, но и опасен. Узнав о моей «борьбе за свободу», кто-то, умный и понимающий, качнёт головой: «Да-да… и это необходимо… и это входит в общий мировой план…» Так и вцепился бы ему в горло! Не потому обидно, что «меня обидели», а потому обидно, что «люди такие». Свобода относительна, но не следует преуменьшать её возможностей. Мы привыкли «гнётом необходимости» оправдывать слабость, лень и усталость своей души. Не знаю, как жить и для чего жить, но так ли это для жизни важно? Мой бог мал: мой, он никак не велик; вне меня, он никак не мой. В их учителе скрывается палач, в балете – военный парад, в свободе – тирания. Зачем глядеть на Восток, если я – уже на Востоке? Казалось бы, что именно атеисты, не верящие в существование загробной жизни, должны с уважением и благоговением относиться к жизни на этом свете. Совсем наоборот! Они-то и оказались к ней самыми безразличными, самыми ненавистными. Чем мельче тварь, тем чаще бьёт крылом. Днём думаешь об одном, ночью в голову приходит совсем другое: писателю, работающему в дневное время, не понять того, кто пишет ночью. Бог сумасшедших, он тоже Бог. «Лень додумать», «не знаю толком», «связности не хватает» – таково моё дилетантство. Чем, впрочем, не философия? Словно
сел в ночной дребезжащий трамвай и еду, еду… и такая вдруг усталость
навалилась, что сил нет встать… вот и сижу… и еду, еду, без конца… Ах, смысл, смысл! Готов и красоту за тебя отдать. Спрятался среди деревьев, упрямый в своей печали… Селятся кучно, дом к дому, хотя и знают давно, что с дома на дом бегут частые пожары и болезни – всё равно дом на дом теснят… и нет, кажется, для них страшнее дома, чем дом одинокий, дом на отшибе. (о русских) Не случись русского казуса, о марксизме знали бы разве что из учебников экономики (да и то мелким шрифтом). Современный марксизм – своеобразная форма мистики: например, он не видит принципиальных различий между мужчиной и женщиной. Это в нём и интересно. Называют духовным то, что правильнее назвать книжным. Каких только страстей ни наговорит интеллигент за столом! Но не бойтесь, не бойтесь: слова это всё, слова, слова… В куполе православной церкви и стреле колокольни – со-поставленные Россией Восток и Запад. Я: Бога хочу найти! А мне: Ходи в церковь, ходи в церковь! Или это не так нелепо, как кажется? Пишу коротко и обрывисто. Почему? Да потому что «ни для кого». Жизнь утратила свой накал, но вот что странно: человек ценит её и цепляется за неё как никогда прежде. Подлинную «умную радость» приносит нежданная мысль. Бог мой, как она редка! Ребёнок и есть настоящий учитель, только наука его нам невнятна, довольствуемся искусством. Когда узришь себя точкой, а не запятой, завершением, а не продолжением, – тогда и умереть не жалко. Голос застревает в горле. (о нашем времени) Что есть дух? Не знаю. Дух есть, но что он есть? Не знаю, не знаю. Человек – мыслящий тростник, но и это его не спасёт! В литературе у меня – короткое дыхание. Готов на этом дыхании писать всю жизнь. «Мой размер». Тридцать томов Гегеля и три строчки Басё. Что перевесит? Есть жизни, похожие на сборники цитат. Хочешь узнать меня – узнай меня во хмелю. Тщеславие – мужское кокетство; кокетство – женское тщеславие. Книги – лишь убежище, и мысли – лишь убежище, и дела – лишь убежище. Ни одного дела, ни одной фразы, ни одной мысли не доведено до точки… Сплошные многоточия… (о себе) Социальная лестница увлекает многих не реальными благами, а новыми одеждами. Карьера как смена гардероба. Моё отношение к желаниям: есть они – они есть, нет их – их нет. Для чего людям «великие идеи»? Чтобы умереть за них. Чтобы убить за них.
Мои «Пунктиры» – образчик вечного повторения: мысль топчется на месте, стиль вторит сам себе, словарь нищенски однообразен… Прожить без всего. Когда же мы, наконец, научимся видеть в одиночестве награду, а не наказание!? Всё больше и больше времени проводим «где-то», «мимоходом», «по пути»… домой возвращаемся «лишь поспать»… Повсюду успеваем, нигде нас нет. Изобретение книгопечатания, упрятав писателя «за тираж» и вооружив его удалённым от личного примера словом, породило идеологическое сознание. Давайте вспоминать о том, чего никогда не знали. Во времена всеобщей безвкусицы люди со вкусом – несчастнейшие из созданий! Я никуда не хочу идти, я уже пришёл.
1974 |
Содержание |